CharlieAdmin
Сообщения : 267 Репутация : 11 Возраст : 29 Откуда : Gotham City | Тема: Происхождение Вт Янв 03, 2012 8:37 am | |
| Левиафан «искривленный, свитый» или же «Извивающийся зверь», упомянутый в Ветхом Завете. Мифическое морское чудовище, образ которого перешел из Вавилона и Ханаана как персонификация всех сил зла. Бог создал Левиафана на пятый день Сотворения Мира, чтобы «играть в нем». Поначалу, Бог создал Левиафана мужского и женского пола, затем убил женского Левиафана и посчитал это справедливым, поскольку, если бы Левиафаны начали размножаться, мир не устоял бы перед ними.
У него было множество голов; огромные глаза позволяют видеть сквозь темную толщу воды, в двойной ряд острейших зубов сверкает в огромной пасти, длинная тонкая шея, которую венчает огромная вытянутая голова. В библейской мифологии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон. В Библии упоминается либо как пример (наряду с бегемотом) непостижимости божественного творения, либо в качестве враждебного богу могущественного существа, над которым он одерживает победу в начале времён. Известен и в западносемитской угаритской мифологии, где Левиафан (Латану), воплощающий разрушительные силы водного мира, предстаёт как могучее семиголовое чудовище, которое борется с Валу (Алиййану-Балу) и Анат и оказывается побеждённым. Возможна также более отдалённая связь Левиафана с вавилонской Тиамат, олицетворяющей морскую стихию и при разделении верхних и нижних вод рассечённой пополам богом Мардуком. Ср. содержащийся в книге Еноха и других источниках мотив отделения друг от друга Левиафана и бегемота в качестве чудовищ мужского и женского пола, в состоянии первоначального хаоса слитых воедино. По-видимому, мифы о Левиафане восходят к представлениям об олицетворённом первобытном хаосе, враждебном богу-творцу и некогда им покорённом, ныне же пребывающем в состоянии сна, однако могущем быть разбуженным. В Библии наряду с Левиафаном названы близкие ему чудовища, поражаемые богом,- Раав и Таннин, а также рыба, проглотившая Иону. Наиболее развёрнутое описание Левиафана содержится в книге Иова: «нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его..., круг зубов его - ужас...; от его чихания показывается свет; глаза у него - как ресницы зари..., дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; ... он царь над всеми сынами гордости». Как в Библии, так и в позднейшей традиции Левиафанов часто предстаёт вместе со своим сухопутным мифическим аналогом - бегемотом, у которого ноги, как медные трубы, кости, как железные прутья. В апокрифах (в кн. Еноха, 4-й книге Ездры, «Апокалипсисе Баруха») и в агаде встречается ряд гиперболических описаний невероятной величины Левиафана. Так, дневной пищей Левиафану служит рыба с рогами на голове, длиной в 300 миль. Пар, испускаемый Левиафаном, способен вскипятить весь океан. В агаде и в апокрифах бегемот и Левиафан упоминаются обычно в связи с мессианскими и апокалиптическими мотивами. Мясо обоих животных, окончательно поражённых богом или убивающих в схватке друг друга, послужит пищей на пиру праведников в день пришествия мессии.
В христианской интерпретации Левиафан является демоном или природным монстром, связанным с Сатаной или Дьяволом, и считается тем самым монстром Раавом ("высокомерие"), сопоставимым с исконной пропастью – водным драконом темноты и хаоса. Смерть Раава–Левиафана ассоциируется с уничтожением в Красном море армии фараона
|
|